«Народные промыслы России»
Цель:
Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов
Задачи:
Закрепить
знания детей о русском народном декоративно-прикладном
искусстве.
Знать
некоторые сведения о промысле,
характерных признаках, традициях.
Закреплять
умение рисовать геометрические фигуры (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду.
Вызвать
интерес у детей к изучению истории России,
русского народного творчества.
Воспитывать
любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному
искусству.
Организационный
момент:
Ребята,
сегодня мне хочется помочь вам окунуться в мир прекрасного, в мир декоративно –
прикладного искусства. Россия богата ремеслами.
В каждом ремесле кроится своя тайна, загадка. И тот, кто может их разгадать,
становится настоящим мастером.
Послушайте,
пожалуйста, стихотворение:
–
Славилась Россия чудо - мастерами,
Дерево и
глину в сказку превращали.
Красками и
кистью красоту творили;
Своему
искусству молодых учили.
Беседа
Ребята, вы
когда– нибудь слышали выражение:
«Сказка
- ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» что оно означает?
- Верно, сказка
обязательно нас чему- то учит.
Сегодня я
расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему- нибудь, вы сами определите.
Итак, слушайте внимательно и помогайте мне и сказочным героям.
В некотором
царстве, в некотором государстве жил - был царь Матвей, и была у него дочь
Василиса, - красоты неописуемой. Да такая рукодельница. Кружева плетет тоньше
паутинки, скатерти вышивает узорчатые, царские одежды жемчугами да драгоценными
каменьями украшает.
Полюбил
Василису Иван - царевич - соседнего царя сын и решил он на ней жениться. Пришел
с поклоном к царю Матвею, а тот ему и говорит:
«Отдам за тебя дочь, коль скажешь, что руки у тебя умелые. А душа на красоту
отзывчивая.
- Да как же
доказать? – растерялся Иван.
- А вон,
видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри
лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась.
Пусть в
первой комнате от золотой краски тепло и светло становится. Как от солнышка,
пусть ягоды алые соком наливаются, черная да зеленая травка кудрится-
разрастается.
(Хохломская роспись, перечислены элементы этого орнамента. Показ)
Вот и Иван -
царевич вспомнил о народных умельцах
и отправился в Семеново к хохломским художникам мастерству учиться. Хорошо
приняли Ивана - мастера, секретами своими поделились, научили всему, что сами
умели. Вернулся Иван и расписал первую комнату дивными хохломскими узорами.
Полюбовался
Матвей - царь на Иванов работу, похвалил и говорит:
- Теперь
принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой
белизне цветы расцветают синие, да голубые».
Задумался
Иван: как же мне
можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да
глаз радовал. Где мне таких мастеров найти?
Познакомился
он с гжельскими мастерами и убедился, что и с одним цветом можно чудеса
творить. Выполнил он и второе задание царя. (Показ)
- Ну а в
третьей комнате, - говорит царь, пусть цветы распускаются яркие, как радуга, и
не обычные, а все розаны, да купавки. Пусть на стенах сказочные кони появятся,
как петухи, да жар- птицы красуются. И на всех цветах, конях, птицах, как
солнечные блики белые точки да штришки светятся!
- Знаю,
знаю, где такие художники живут! – обрадовался Иван.
И выполнил
он и третье задание царя.
- Как вы
думаете ребята, почему у этих предметов такие необычные
названия: хохлома, гжель, городецкая роспись?
- Названия
изделий народных промыслов даны по названию села или
деревеньки, в которых они были изготовлены.
Народные
промыслы России –
ремёсла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в
поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные
группы народных промыслов : Гжель, Хохлома, Жостово,
игрушки, Матрёшки, Городецкая роспись.
И в нашем
городе тоже имеются такие мастера, которые своими руками творят чудеса. Давайте
познакомимся.
Вера Ивановна Верхотурова - один и талантливейших мастеров г. Саянска. Её работы отличаются разнообразием форм и приёмов изготовления – это туеса, шкатулки, бижутерия с самоцветами, сумочки, лапти, босоножки, детские погремушки и др. Её берестяная игрушка занимает достойное место среди образцов традиционной народной игрушки.
Физминутка – незабываемая минутка (под музыку)
Мы с тобою
гончары,
Лепим дружно
мы горшки.
Глину нежно
мы возьмём,
Хорошенечко
помнём.
Круг
гончарный раскрути,
И горшочек
свой лепи!
Практическая
работа.
Дети по
группам выполняют задание - расписывают заранее приготовленные тарелочки
(силуэты посуды, игрушек узорами по мотивам хохломских, гжельских, городецких
росписей).
- Ребята,
герои сказок научили нас полезному. Вам необходимо сделать вывод, что же
полезного мы узнали из этой сказки, чему же мы научились.
(Предполагаемые
ответы детей: доброте, дружбе,
вежливости, отзывчивости учит правильно поступать в различных ситуациях и т.
д.)
Теперь вы
сами при желании можете совершенствовать свои умения в росписи изделий, для
того, чтобы иметь возможность делать необычные подарки близким людям, а может
быть кто-то из вас поступит в художественную школу, сам станет мастером, а
позже научит других своему искусству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий