Родительский всеобуч

 Советы психолога

Говорят : детей хвалить не надо… Почему?

06.11.2024 

Мы привыкли хвалить детей. Это хорошо…вроде бы. О похвале много написано. Есть многочисленные статьи о том, за что нужно хвалить, за что не стоит, о соразмерности похвалы с поступком и прочее. Но в  последнее время появляются статьи и разговоры о том, что хвалить детей не надо. Давайте разберемся, откуда такие мысли. И что из них стоит взять на вооружение в воспитании детей.

Что такое похвала? Это одобрение взрослым поведения ребенка (в нашем случае, в случае воспитания детей). Хорошо ли когда взрослый одобряет? Конечно. Только через это ребенок может понять в большинстве случаев, что такое хорошо и что такое плохо. Через одобрение или неодобрение взрослого он познает социальные нормы. Кроме того, когда ребенка хвалят, у него формируется представление о том, что он хороший, что он делает все верно. А в этих чувствах нуждается каждый. В чем же тогда проблема? Откуда разговор о том, что хвалить не надо?

Что такое похвала не по форме, а по сути? Это подкрепление, положительное подкрепление. Это нечто ценное (желаемое, приятное), что следует за поведением субъекта и повышает вероятность повторения этого поведения. Съел ребенок кашу и слышит «Молодец! Получи конфету» (конфета – тоже похвала). Если для него важно быть молодцом, важно, чтоб мама была рада, это повышает вероятность того, что он и в следующий раз  съест кашу. Прочитал абзац из книжки. Снова слышит «Умница!», видит радость на лице родителя, и чтоб получить ее вновь он и в следующий раз с радостью почитает. Именно так развивается ситуация, если похвала действительно работает как положительное подкрепление.

Вас ничего не настораживает в этом?

А где мотивация ребенка в этих случаях? Не в самом чтении, не в том, что хочется каши, потому что голоден или просто любишь ее. А в том, чтоб получить одобрение и может быть даже любовь. Вот на что обратили внимание те, кто сказали, что детей хвалить не надо. Они не хотят, чтоб дети росли на стимуле. Они хотят искать мотивацию ребенка и сделать так, чтоб именно она им двигала. Каша вкусная, нравится? Тогда ест. И ему не нужно одобрение в этом случае. Читать нравится? Тогда читает сам. Вы хотите возразить: а если не нравится? Тогда нужно искать путь к тому, чтоб понравилось читать, пусть даже на для самого чтения, а для другой цели, с ним связанной (например, быть лучшим по чтению, хорошо учиться и др). А для получения любви и  ободрения искать другие пути. И не торговать своей любовью для получения от ребенка желаемого поведения. Дети, «подсаженные» таким образом на похвалу, став взрослыми, рискуют делать все, что угодно, что не хочется, что не соответствует их природе, лишь бы получить одобрение окружающих, лишь бы получить привычную похвалюшку.

 Ищите то, что нравится. Ищите мотивацию в ребенке. Не подсаживайте на стимул. Тогда у ребенка будет возможность реализовать в своей жизни свои потребности, желания, таланты, а не делать то, что хотят от него окружающие.

Как же тогда, совсем не хвалить? Нет, хвалить, конечно. Хорошее, доброе слово просто приятно. Да, и одобрение тоже важно слышать. Все нужно в меру. И ко всему, что вы делаете в отношении ребенка, нужно быть внимательным. Поэтому будьте внимательны  к ребенку, чтобы увидеть разницу между двумя случаями. Одним, когда ребенок в ваших словах видит одобрение, поддержку его идеи, попытку ободрить, когда трудно. И другим, когда в этих словах он видит источник вашей любви, когда ради этих слов делает что-либо. Иногда ведь дети  прямо так и спрашивают: «А ты меня похвалишь?». Или смотрят на вас со страхом и ожиданием вашей реакции и расцветают, услышав «Молодец!».

Похвалите дело, поступок, достижение, работу. Оцените их по настоящему. Поищите слова для этого такие, чтоб порадоваться с ребенком результату и при необходимости помочь улучшить (если он этого хочет). Найдите то, чему он рад, для чего он вам рассказывает о том хорошем, что у него получилось, и разделите с ним его чувства. Ни в этом ли любовь? Ни  в умении ли радоваться тому, что любимый человек сам считает достижением? Близко ли это чувство к тому, когда вы радуетесь и хвалите за то, что он сделал то, что вам нужно, что вам ценно? 

 Когда нужно обратиться к логопеду?

                                             12.10.1024

Первые слова у ребенка появляются к году. Уже через некоторое время он уверенно говорит короткими фразами. Стоит немного подождать и дошкольник развернуто отвечает на вопросы, оперирует разными понятиями и задает сотни "Почему?". Однако так бывает не всегда.

Признаки проблем с речью

Далеко не всегда родители знают нормы речевого развития. Если ребенок молчит в два года или ограничивается парой слов, то мало кто проявляет беспокойство. Иногда родителям кажется, что это временное и пройдет при посещении детского сада. Это опасное заблуждение. Первые слова появляются в 8 месяцев, в год уже их должно быть 8-10. При этом после года ребенок уже говорит фразами из 2-3 слов. Важно чтобы он умел правильно применять слова и корректно называть предметы. Болтливый ребенок — это нормально. Он должен интересоваться миром, активно знакомиться с ним и задавать вопросы. Только так можно быть уверенным в нормальном развитие ребенка.

Тревожные звоночки:

·         к трем годам нет связной речи;

·         ребенок не озвучивает действия;

·         в речи нет слов типа "мама", "папа", "баба".

Иногда можно наблюдать следующее явление: ребенок не говорит, но активно жестикулирует. Например, показывает пальцем на вещи или картинки. Это хороший признак: он указывает на наличие понимания речи.

Что делать?

Если есть задержки в речевом развитии, то нужно посетить несколько специалистов. Это невролог, логопед, иногда сурдолог.

 Последний нужен, для того чтобы выявить нарушения слуха. Иногда требуется психиатр. Например, если ребенок показывает физические и интеллектуальные задержки в развитии, то потребуется помощь врача.

Не стоит бояться специалистов. Если опасения напрасны, то они это скажут. А в случае реальных нарушений важна ранняя помощь. Дома тоже можно заниматься. Например, петь потешки, играть с разными игрушками (твердыми, мягкими, шершавыми и т. п.), читать книги. Чем больше сенсорных ощущений, тем лучше. Это стимулирует мозг и заставляет его работать.

Когда не нужно беспокоиться?

Устная речь заканчивает формироваться к семи годам. К этому времени у ребенка должно быть чистое произношение звуков. Еще он легко использует все части речи, разговаривает сложными предложениями и составляет рассказ по картинкам — все нормально.

В три года речь ребенка неидеальная. Он может не выговаривать "Р" или шепелявить. Это тоже нормально. С возрастом речь будет становиться все лучше. Если есть сомнения, то стоит посетить логопеда. Он проведет диагностику и определит уровень речевого развития. В случае проблем он предложит регулярные занятия.

Для развития устной речи важно читать ребенку книги, петь с ним песни и много гулять. Смена обстановки стимулирует головной мозг и это приводит к формированию новых связей между нейронами. Это положительно влияет на развитие.

Самое главное: не отрицайте проблему. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем меньше времени понадобится на коррекцию. Поэтому лучше не затягивать с визитом к специалисту.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий