Развитие математических
способностей детей
Математическое развитие
ребёнка, развитие его математических способностей является актуальным на
современном этапе и одной из основных задач дошкольного образования.
Математическое развитие
ребёнка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические
задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения,
зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Одна из задач
развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир
на каждом этапе его взросления. Очень важно правильно и грамотно организовать
окружающую-развивающую среду дошкольника.
В старшей группе
используются обычные предметы детской мебели: яркие современные полочки,
которые обеспечивают свободный доступ детей к находящимся на них материалам.
Этим самым детям предоставляется возможность выбирать самостоятельно
интересующую их игру. Пособия математического содержания предназначено для
индивидуальных и совместных игр с другими детьми группы. Эффективно
усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счета, также
помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, герои
сказок.
Дети в старшей группе
проявляют больший интерес к играм-головоломкам (геометрические
конструкторы) «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик»,
«Вьетнамскую игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на
плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.
Современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным
средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.
Счётные палочки традиционно
использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные
возможности позволяют формировать геометрические представления у детей,
развивать пространственное воображение. В играх со счётными палочками создаются
большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и
благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и
самостоятельности.
На прогулках предлагается
детям найти парные предметы, сделать из песка или снега куличики разного
размера и сравнить их, нарисовать на земле или асфальте следы больших и
маленьких зверей, геометрические фигуры, а затем подумать и сказать, что может
быть такой формы (треугольник — косынка, круг – солнышко и т.д.).
Обращать внимание детей на тонкие и
толстые стволы деревьев, и их высоту, рисовать
или выкладывать из природных материалов широкую и узкую дорожки,
проводить сравнения по высоте, ширине.
В группу игр относится обучение детей
счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, надо знакомить детей
с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных
групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не
стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь
ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети
учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои
действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число
как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет,
которой игрушки не стало?".
Математические игры служат для знакомства
детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
В следующую группу входят игры на
ориентирование в пространстве, геометрия в картинках, благодаря которой
развивается внимание, логика, зрительное восприятие.
Для закрепления знаний о форме геометрических
фигур детям предлагать узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника,
квадрата.
Дети старшего дошкольного возраста в ходе
дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы
по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают
обобщения.
Дидактическая игра – это
целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче
постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют
расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине,
геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий