воскресенье, 6 октября 2024 г.

 

Развитие математических способностей детей

   Математическое развитие ребёнка, развитие его математических способностей является актуальным на современном этапе и одной из основных задач дошкольного образования.

   Математическое развитие ребёнка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Одна из задач развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Очень важно правильно и грамотно организовать окружающую-развивающую среду дошкольника.

     В старшей группе используются обычные предметы детской мебели: яркие современные полочки, которые обеспечивают свободный доступ детей к находящимся на них материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру. Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми группы.  Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счета, также помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, герои сказок.

  Дети в старшей группе  проявляют больший интерес к играм-головоломкам (геометрические конструкторы) «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.

  Счётные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счётными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.

   На прогулках предлагается детям найти парные предметы, сделать из песка или снега куличики разного размера и сравнить их, нарисовать на земле или асфальте следы больших и маленьких зверей, геометрические фигуры, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (треугольник — косынка, круг – солнышко и т.д.).

Обращать внимание детей на тонкие и толстые стволы деревьев, и их высоту, рисовать  или выкладывать из природных материалов широкую и узкую дорожки, проводить сравнения по высоте, ширине.

В группу игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, надо знакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?".

 Математические игры служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

В следующую группу входят игры на ориентирование в пространстве, геометрия в картинках, благодаря которой развивается внимание, логика, зрительное восприятие.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагать узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

 Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.




Комментариев нет:

Отправить комментарий